Эвриклея (abuela_ama) wrote,
Эвриклея
abuela_ama

Categories:

миф внутри луковицы

очень интересный цикл лекций, делюсь от души.



Чтобы понять, каким образом миф работает в "Улиссе", давайте поймём, что же такое в принципе миф. ...
Во-первых, миф это не сказка. Потому что сказку мы всегда воспринимаем как что-то вымышленное, что-то ненастоящее, а вот для носителя мифологического сознания миф является подлинной реальностью. Например, когда греки сражались с персами в марафонском сражении, они видели гигантскую фигуру Тезея, которая сражалась на их стороне. И примеров таких можно привести массу.
Чем миф ещё не является? Миф не является басней, т.е. не является нравоучением. В басне всегда есть дидактический компонент, басня нас чему-то учит. А миф нас практически ничему не учит, в нём нет морального урока (либо почти нет, мы дописываем его задним числом). С помощью басни вы можете человека укорить в чём-нибудь, сказать например "ты ведёшь себя как мартышка с очками". Но вы не можете укорить человека с помощью мифа, не можете сказать "ты ведёшь себя как Зевс, как тебе не стыдно? Немедленно перестань". Невозможно. В мифе нет нравственного урока. Какой может быть урок допустим в мифе о Кроносе, который пожирал своих детей? Помните, он ел своих детей, чтобы никто из них его не сверг. Богиня Рея протянула ему камень, завёрнутый в пелёнку, он его съел, и таким образом Зевс избежал участи своих братьев и сестёр. Какой моральный урок в этом мифе? Тщательно прожёвывать пищу?

Миф много чем ещё не является, но что же он такое? ... Как говорит Мелетинский, миф объясняет менее понятное через более понятное. Миф всегда поэтому сконцентрирован на познавательных проблемах, на тайне жизни и смерти, на загадке жизни, на всевозможных тайнах бытия. И удивительная вещь — миф не утрачивает этой объяснительной функции. С помощью мифа можно объяснить как внутренние феномены человеческой жизни, так и внешние. Миф по-прежнему сохраняет возможность трактовки интерпретации реальности, причём очень глубокую, мощную возможность. Например, тот же самый миф о Кроносе. О чём рассказывает нам этот миф? Кронос это Хронос, то есть Время. Миф рассказывает не о том, что нужно тщательно пережёвывать пищу, а то, что Время нас медленно пожирает. Мы не можем избежать этих челюстей Времени. Это становится особенно понятно после 30 лет, когда появляются морщины, которые никогда больше не изгладятся, седина, которая не исчезнет. Миф может объяснить нам не только нашу внутреннюю реальность, но и внешнюю. Вот стихотворение, имеющее отношение к современной России, здесь современный поэт использует миф об Одиссее.


Сергей Плотов
Телемак Одиссею

Отец, я получил твоё письмо —
оно не то чтоб очень торопилось.
Я понимаю: дальний путь, война,
скитания, сирены и циклопы…
А я, отец, тебя почти не помню.
Мне память, словно краденым торговка,
подсовывает шлем тяжёлый твой,
колючую щетину, кислый запах
овчины и вина… Я помню, как
лизнул доспех твой. Матери слеза
попала на язык и я заплакал…

Потом тебя мы изучали в школе —
герой Итаки, хитроумный царь…
А я не смог сдать «натяженье лука»…
Прости, отец — твой Путь я не продолжу.
Увы, но я не создан для войны,
а для чего я создан — неизвестно.
Одно известно точно — я не ты.
Возможно, я ещё отправлюсь в путь
и отыщу тебя. Но это вряд ли.
Боюсь найти вонючего бомжа,
пасущего свиней за миску супа,
а вовсе не великого героя
войны Троянской…

На Итаке скоро
очередные будут торжества.
Проедут боевые колесницы,
пройдут калеки, выставив обрубки.
Их раны — результат лихих попоек,
а настоящих, кто сидел в коне,
уже на этом свете не осталось…
Но что за день победы без калеки?
Какие есть — такие и сгодятся.
И сводный хор споёт тебе осанну.

Отец, меня тошнит не от вина,
а от твоих торжественных портретов,
что достают раз в год, а после снова
в сараях прячут. Ты уж сделай милость —
не возвращайся… Скоро я женюсь,
наделаю детишек, буду с ними
до самой смерти — первый шаг увижу,
услышу слово первое и внуков
дождусь. Я не такой как ты, отец.
Мой список кораблей довольно краток —
игрушечная лодка из коры
той пинии, к которой ты когда-то
качели прикрепил. Они под ветром
скрипят невыносимо. Вот закончу
письмо и их сниму. Не обижайся.

Вы видите, как реальность проступает сквозь миф? С помощью мифа мы трактуем самые современные события. Миф это способ, с помощью которого мы можем интерпретировать нашу реальность.
Давайте с вами вспомним, что такое миф об Одиссее.
Как вы помните, Одиссей пытается вернуться после троянской войны домой. И я спрашиваю — а что он там дома-то забыл? Ведь дома его ждут опасности: женихи, которые попытаются его убить, Пенелопа, которая не помолодела за 20 лет, сын, который его не помнит. Вот это всё его ждёт. А между прочим, когда Одиссей находится на острове нимфы Калипсо, он обладает тем, о чём мечтает, я думаю, каждый человек: он может жить бесконечно долго, и он вечно прекрасен. Владеть вечной красотой и бессмертием это дар богов. Но Одиссей готов отдать вечную жизнь и красоту ради того, чтобы добраться до Итаки. Что он там забыл?
Важнейший эпизод Одиссеи — когда циклоп спрашивает его имя. И Одиссей отвечает: меня зовут Никто. Это очень важно. Древние греки полагали, что человек как личность может существовать только в социуме. Если ты живёшь вне социума, вне общества, значит ты либо бог, либо зверь. И Одиссей должен приплыть на Итаку, потому что на Итаке находится то, что для него ценнее бессмертия и вечной красоты. На Итаке находится его личность, которая может существовать только в его мире.
Я объясню свою мысль. На Итаке Одиссей снова станет собой, вне Итаки он никто. На Итаке он вернёт себе имя — Одиссей, — станет мужем Пенелопы, сыном Лаэрта, отцом Телемаха, станет собой, обретёт своё я. И жизнь каждого человека это символическое странствие Одиссея, потому что мы движемся в ту точку времени и пространства, где мы можем быть собой, где мы обретём своё настоящее я. С точки зрения древнегреческой культуры, "я" человека формируется социальными и экзистенциальными статусами. Без этого человек является никем, пустотой. ... Если отнять у вас ваше имя, профессию, связи с другими людьми, что останется от вашей личности? С точки зрения эллинов, ничего. То есть, личность человека похожа на луковицу. Вы снимаете слой за слоем ... и что в середине луковицы? Ничего, пустота. И эта пустота стремится стать кем-то. ...
Tags: Одиссей, Улисс, любимая_классика, психология, читаю
Subscribe

  • Хорхе Луис Борхес и Михаил Щербаков

    честно пыталась взять цитату из Борхеса, но не смогла, настолько он ёмкий и хочется всё)) пусть будет, рассказ ведь совсем небольшой)) Я его прочла…

  • Михаил Щербаков

    Вторник, второе августа, время - десять без десяти. Лето в поре, однако сказать, что жарко, никак нельзя. Не жарко. Солнца не хватит даже и малый…

  • Роберт Льюис Стивенсон, "Похититель трупов"

    если вы когда-нибудь были ребёнком, и в каком-нибудь походе ночью у костра (или в пионерском лагере после отбоя, простигосподи)) с душевным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments