Эвриклея (abuela_ama) wrote,
Эвриклея
abuela_ama

Category:

Berggren и Trädgårdh, "Är svensken människa?" ("Человек ли швед?")

я тут гуляла по умным журналам, зацепилась за упоминание этой книжки. Мне она не попадалась раньше, что совершенно объяснимо -- на русский она не переведена, а я, увы, на других языках не читаю. Но тут заинтересовалась темой и даже нашла её на шведском)) но учить язык не готова пока(( может я в этом и не права... надо подумать хорошенько))

Книга вызывает дискуссии о том, что остаётся от личности человека, если переложить на государство самые насущные семейно-бытовые вопросы: жильё, воспитание детей, уход за стариками. Где в этой ситуации место для близости, для возникновения глубоких чувств. Откуда чувствам взяться, если можно сдать детей в детсад/няне, а стариков надёжным социальным службам. Я в обсуждении заикнулась было о том, что кроме совместного быта есть ещё и собственно потребность в этих самых чувствах. И, кажется, мне никто не поверил)) Кажется, люди беспокоятся о том, что если не будет материальной заинтересованности друг в друге (или иной зависимости), то никто не захочет иметь семью.
Тут я невольно вспоминаю уважаемого Свомп-линкса с его борьбой против засилья индивидуализма, и предполагаю, что он черпает свои цитаты идеи в журнале "Свободная мысль" (одном из немногих, где мне удалось найти хоть какое-то упоминание об этой книге на русском языке, пусть даже и ругательное).

"«Центральная ось, вокруг которой формируется нордический социальный контракт, является союз государства и индивидуума, называемый мною “государственническим индивидуализмом”», – пишет Трегорд. Он формулирует «шведскую теорию любви», гласящую, что подлинные отношения любви и дружбы возможно только среди равных, которые не зависят друг от друга или обладают равной властью [43. P. 18]. «Истинная любовь идружба, – утверждает он вместе с Берргреном, – возможны только между равными и независимыми индивидуумами» [1. С. 452]. Важнейшая роль в формировании и поддержании «нордического социального контракта», обеспечения благоприятных условий для функционирования «шведской теории любви», которую эти авторы считают типичной для всей Скандинавии, отводится государству.

В отличие от пропитанной антиэтатизмом англо-саксонской культуры, отношение к нему в лютеранском мире – положительное, благожелательное и доверительное. Поэтому не должно вызывать удивление то, что Берргрен и Трегорд приписывают индивидуалистически настроенным гражданам Северной Европы расчет на государство как на своего союзника и защитника [43]. В понимании этих социологов действия нацеленного на эгалитаризм социального государства по расширению индивидуальной автономии и повышению независимости субъектов, ослабление патриархальных структур раскрепощают людей и повышают удовлетворенность жизнью. Как будто, еще раз подтверждаются слова Мюрдаля, в конце 50- х годов утверждавшего, что благодаря социальному обеспечению люди чувствуют себя свободнее [34. P. 73]. Проводимые в Скандинавии многочисленные опросы подтверждают, что уровень удовлетворенностью жизнью («счастья») там необычайно высок.

Похоже, налицо сознательно культивируемый индивидуализм, отчуждение, преднамеренная эксплуатация таких исторических черт скандинавского (особенно шведского), характера как уважение к автономии субъекта, любовь к одиночеству и обособленности. В шведском массовом сознании закрепился идеал независимой, автономной, самодостаточной, никому ничем не обязанной личности, решающей свои проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи других [1. С. 451-454]. В этой стране главной задачей человека стало не зависеть от семьи. Сложился стереотип поведения, в соответствии с которым жена должна не зависеть от мужа; дети, как можно раньше получившие самостоятельность, отдаляются от родителей, старшее поколение не рассчитывает на помощь своих детей (обязанность по их поддержке полностью возложена на государство). Закономерно, что в Швеции – самый высокий в мире процент домохозяйств, состоящих из одного человека, и одиноких стариков [1. С. 453-454]. То, что в скандинавских странах сложились «наименее зависимые от семьи и наиболее индивидуалистические общества» [13. P.15], для Берргрена, Трегорда и их последователей, похоже, является предметом гордости."


Вот ещё такое упоминание в интервью Владимира Ткаченко мне встретилось:

"- Раз уж заговорили про людей, расскажи подробнее, что значит "думать по-скандинавски"?

- Чем любопытна каждая из стран - у каждого народа там своя философия. Об этом написана куча книг. В Финляндии это сису, в Швеция - лагом, в Норвегии - фрилуфтслив, в Дании - хюгге. Они просто по-другому смотрят на жизнь, ко многим вещам относятся намного проще. Не навязывают своего мнения, уважают чужое, соблюдают границы. Но при этом стараются чаще встречаться с друзьями, общаться больше с семьей и вместе чем-то заниматься. Они создают уют и дома, и на работе. И не просто знают, а живут по принципу, что благополучие общества зависит от порядочности каждого отдельно. Поэтому коррупция, финансовые злоупотребления и налоговые махинации недопустимы. Или, например, экономность для них не значит скупость, а в посещении секонд-хенда нет ничего зазорного. Чувство меры, разумное потребление и повторное использование вещей - это и экологично, и экономично. Или пример того, что, выгуливая домашнего питомца, каждый владелец тут же за ним убирает. Независимо от статуса. По интернету гуляет снимок супруги датского кронпринца Фредерика, будущей королевы Дании Мэри, которая тоже делает это.

Но говоря о плюсах, нельзя замалчивать минусы. Например, шведская философия лагом - сдержанность, основанная на умеренности. Умеренное потребление, умеренное выражение эмоций. Но, с другой стороны, это подразумевает уравниловку. Например, в книге "Человек ли швед?" на этот вопрос дается ответ: если в целом, то нет. Про общество говорится так: если ты упал, общество тебя поднимет до высокого среднего уровня. Но если ты неординарная личность, прыгнуть вверх тебе будет очень тяжело, выделяться нельзя, общество будет давить. То же проявляется и в системе образования. Нет отметок, свободная программа, предметы по выбору, шикарная материальная база - все это здорово. Старшеклассникам в Швеции даже стипендию платят. Но при этом ориентация на среднего ученика включает ограничения для одаренных. Для тех, кому не дается обучение, это даже хорошо - такой школьник не будет чувствовать себя ущербным, на нем не поставят клеймо. В Дании даже есть школы, в которых после окончания средней школы можно развить те навыки, к которым у тебя больше склонности. Но, с другой стороны, если ученик талантлив, ему будет трудно показать, что он лучше других.

- Очевидно, что с такой склонностью к уравниловке с гендерным равенством там все в порядке...

- Да, я много об этом пишу и на презентациях рассказывал. Примеров масса: женщина может обидеться, если мужчина предложит заплатить за нее в кафе, например. Иногда кажется, что пора уже поднимать вопрос о дискриминации мужчин. Порой доходит до нелепого. Например, транслируется мультфильм для детей, в котором грузовик превращается в "грузовичиху", потому что должен быть паритет."


И вот если бы я не читала и не любила книги шведа Фредрика Бакмана (ещё раз спасибо за наводку уважаемой Базелянке), я бы может и поверила, что там всё так страшно. Но ведь нет же. Или даже не швед, но тамошний сосед Эрленд Лу с популярной «Наивно. Супер», которая у меня читалась как фантастика))
И это даже не упоминая тех детских писательниц, которые были шведскими, а стали всемирно любимыми.
Похоже, что с чувствами у них там всё в порядке таки.
Tags: за жЫзнь, любимая_классика, читаю
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments