но походу у чувака были серьёзные проблемы с сексом и сексуальностью вообще.
потому что на всю книжку нет ни одного персонажа, у которого с этим проблем нет, причём глобальных. Ну, кроме одного негодяя. И это, на минуточку, женский роман, который по идее только про счастливый секс и должен быть.
Даже у Джейн Остин, в совершенно пуританском романе, где прямо на секс намёка даже нет, и то по впечатлению отношение к этому более здоровое. Пусть о сексе не упоминается, но он и не хулится, он просто там где-то есть, по секрету от детей и впечатлительных читателей. Потому что персонажи не страдают излишними комплексами и вполне в ладу с собой, а значит и друг с другом.
У Моэма совсем не так.
В начале романа секс это предмет торга, способ добиться благополучия (управлять супругом, упрочить через браки детей финансовое положение).
Дальше весь из себя положительный Уолтер, оказывается, стыдится своей сексуальности и супругу приобретает исключительно как секс-игрушку, которая больше ни на что не годится, и которую тут же начинает ненавидеть, как только выясняется, что она несколько более одушевлённая чем табуретка.
Игрушечная Китти, честно терпя супружеский долг, увлекается красавчиком Чарли, местным альфа-самцом. Самец этот воплощение всех мыслимых пороков, приличных джентльмену -- пустозвон, коррупционер и бабник -- но при этом уважает жену и заботится о детях и карьере, а в остальное время ни в чём себе не отказывает. И вот у этого Чарли с сексом как раз всё совершенно в порядке, прямо на удивление. И никаких комплексов и страданий по этому поводу. Дай нам боже всем в его возрасте (40+) столько радости от жизни )) И походу именно за это Моэм клеймит его нещадно. Нельзя же быть такой скотиной типа ))
На бедную Китти это производит в итоге отвратительное впечатление, и она решает с "этим свинством" завязать в будущем, посвятив себя исключительно ребёнку. А ей едва за 25 перевалило, между прочим. Ну что поделать, ей не повезло, что Моэм видит положительный образ только так. А кто у нас положительный? Китти положительный. Значит будь добра милочка, постарайся, вот такая теперь у тебя судьба. Порадовалась и хватит. Тем более, что законный муж помер, и теперь даже супружество отрабатывать не надо, как удачно.
Отдельная песня -- описание жизни праведных монахинь. И всяческая реклама этой жизни, возвышающейся над людской суетой.
Идеализированный финал романа: Китти находит своё счастье в служении отцу, в воздаянии ему за всю его прошлую жизнь, в искуплении вины матери перед ним. То есть, натурально, вариант монашества, только отец настоящий, живой. И в искреннем желании научить свою дочь жить правильно, а не так, как учили её саму. И никакого секса, никогда, низачто, никому.
ps. Ну там ещё упоминается некий Уоддингтон, приличный, но одичавший джентльмен, который счастливо "женат" на аборигенке. Ну что можно от него требовать, в самом деле, пусть уж живёт как может, Моэм снисходителен к чужому горю ))
Ой всё.